Статьи

О помощи

Небольшое личное наблюдение – почти никто из взрослых не умеет просить помощи. Да и давать ее тоже мало, кто умеет, так чтобы правильно, вовремя и квалифицированно.

Но! Делать вид умеют все. Мой свежий персональный кейс. На одной из обучающих программ, мягко говоря, попал в сложную ситуацию. Программа такое предполагала, но в тот момент персонально для меня история была непроходимая. Обратился за помощью как умел, на что специалист, сопровождающий этот этап, ответил:

– А какая именно помощь тебе нужна?

– Блять! Вам может еще дать список возможных опций?

С моей тягой разобраться в проблеме возник вопрос “а было ли у меня когда-то по-другому?”. Оказалось, что было. И не раз!

Кейс 1.

Минский Триатлон (половинка) в прошлом году. Начиналось все очень бодро, но на последних 10 км припекло солнышко, а моему организму это не сильно ОК. Вообще он (организм) в момент таких преодолений требует пива и спать на диване. В общем, температурный режим заставил загрустить. Но, к счастью, рядом был тренер. Он не бежал, а просто тусил на дистанции. Но на последнем круге, оценив уровень страданий, просто побежал рядом, в кроксах, 5 км. Не было ни вопросов про состояние, ни предложений, ни разговоров. Все банально – оценка ситуации и действие за секунду.

Второй кейс, прям свежачок, тоже из темы спорта

Эстафета в Крылатском в 5 этапов по 4.2 км. Там много где надо в горку. Я на последнем этапе бегу на все деньги последние 400 метров до финиша. И вдруг вижу команду в полном составе, которая со мной финишировала.

Кто-то резонно спросит “что тут такого?”. Важный факт в том, что с 3-мя из 4-х участников мы были знакомы чуть больше часа. Я вписался в этот забег, сидя в сауне спортклуба. Просто зашел товарищ и спросил, кто хочет бежать. А я был готов.

И опять та же схема – поддержка без запроса и именно та, которая нужна и в правильный момент.

➡️ А как это должно происходить в рабочей обстановке?

В работе много мест, где требуется подсказать и подтолкнуть. Ведь команда нужна не только, чтобы делить результат от деятельности два раза в месяц на карту Сбера.

Самый часто встречающийся затык – это неумение поделиться проблемой. Из-концепции “а нахрена мы тогда тебе тут деньги платим?” приходится оттачивать навык запихивания мусора под коврик. А потом, когда коврик начинает напоминать Эверест, старательно его не замечать.

Важный аспект корпоративной культуры – возможность открыто высказываться про проблемы. Про принятие ошибок и факапов я уже писал тут.

Кстати, из того процесса, где мне предложили самому придумать опции помощи, в итоге пришлось свалить…

Тоже опыт 🥲